Дата публикации: 16 Мар 2018
В России 2018 год объявлен годом цифровой экономики. Этим решили воспользоваться участники рынка. Они разрабатывают новые правила работы интернет-отрасли. Среди прочих на повестке стоит вопрос о смягчении принципа сетевого нейтралитета. Более свободная трактовка требований позволит провайдерам самим решать, загрузку каких сайтов и приложений ускорить, а какие могут и подождать.
Что такое принцип сетевого нейтралитета?
Согласно принципу сетевого нейтралитета, вся информация в Сети считается одинаково важной независимо от ее источника, поэтому интернет-провайдеры должны обеспечивать равномерный пропуск трафика ко всем законным ресурсам. Не должно быть исключений ни для определенных сайтов — будь то Google или запущенный пару часов назад стартап, ни для различных категорий трафика — веб-ресурсов, онлайн-игр и сервисов IP-телефонии.
Почему в России хотят пересмотреть правила
В России за соблюдением принципа сетевого нейтралитета следит Федеральная антимонопольная служба. В 2016 году рабочая группа при ведомстве утвердила основные правила поведения участников рынка.
Вероятно, через некоторое время провайдеры могут получить право управлять трафиком при перегрузке сети, ускорять передачу данных, имеющих «жизненно важный статус», и предоставлять приоритетный доступ к собственному или партнерскому контенту. Последнее особенно важно, учитывая планы некоторых крупных участников рынка по развитию собственных видеосервисов. Например, стало известно, что весной «Газпром-Медиа» запустит собственный онлайн-кинотеатр. Кроме того, пересмотр правил может пойти на пользу и российским властям. Ранее чиновники уже предлагали замедлять доступ к сайтам, нарушающим законодательство.
Как смягчение принципа сетевого нейтралитета отразится на операторах, интернет-компаниях и самих пользователях?
Смягчение требований или тем более полная отмена сетевого нейтралитета в первую очередь выгодны для мобильных операторов. В меньшей степени — для провайдеров широкополосного доступа. В этом случае компании смогут продавать более дешевые контракты за счет снижения себестоимости или зарабатывать большую маржу в случае низкой конкуренции. Сервисы станут более устойчивыми за счет приоритизации критически важного трафика. Это касается, например, госсервисов и поисковиков.
Негативным следствием инициативы может стать злоупотребление положением на рынке посредством ограничения трафика видеосервисов. Операторы в этом заинтересованы, так как у них есть собственные активы кабельного телевидения и Video on Demand. Также провайдеры могут помешать работе аудиостриминга и торрентов.
Несмотря на то что сетевой нейтралитет способствует развитию и разнообразию контента, он в то же время дестимулирует развитие инфраструктуры, без которой потребление этого контента становится невозможно. С учетом бурного роста цифровой экономики и стагнации сектора связи решение дать провайдерам возможность поучаствовать в росте интернета выглядит справедливым. В особенности — в преддверии внедрения «закона Яровой», бремя исполнения которого ляжет на операторов.
Для интернет-компаний, помимо роста расходов, отмена сетевого нейтралитета может стать инструментом конкурентной борьбы, когда сайты со схожей тематикой смогут соревноваться еще и по скорости доступа. Скорее всего, это даст преимущество более крупным и финансово стабильным компаниям.
Кроме того, стоит отметить, что в определенном виде приоритизация трафика уже существует. К примеру, мобильные операторы предоставляют безлимитный доступ к определенным ресурсам.
Поделись с друзьями в любимой соцсети